Вопрос, с какого перепугу четверо советских журналистов на трех «Нивах» поехали в Нигерию, да еще через самый что ни на есть центр Сахары с огромным риском для жизни, конечно, очень интересный. Но ответ на него – это отдельная детективная история. (Если в двух словах и предельно корректно, то одной некоммерческой структуре потребовалось срочно привести в порядок финансовую отчетность, и пресс-экспедиция из России в Африку подходила для этой цели как нельзя лучше. – Ред.) Официальная версия выглядела так. В начале 1989 года Международная организация журналистов (МОЖ) обратилась к Прессавтотрансклубу СССР с предложением провести совместную акцию – журналистский автопробег Москва – Лагос. Маршрут должен был пройти через Прагу, Марсель, Алжир, затем пересечь центр Сахары, и далее через Мали в Кот-д’Ивуар. Выйдя на западное побережье Африки, предстояло проехать через Гану, Того, Бенин и финишировать в столице Нигерии Лагосе. Завершение маршрута должно было совпасть с открытием всеафриканского конгресса журналистов. ПОБЕГ АКСЕЛЯ КРАУЗЕ В качестве пожелания со стороны МОЖ говорилось об участии в пробеге экипажа журналистов, прошедших осенью 1988 года на ВАЗ-2109 от Москвы до Лиссабона (5000 км) за 45 часов. Так наша троица – Владимир Соловьев (работающий тогда в журнале «Вокруг света»), Виктор Панярский («За рулем») и ваш покорный слуга (в те времена тоже «зарулевец») – снова оказались в одной упряжке. Наше трио дополнили Николай Качурин (Союз журналистов СССР), на этапе до Алжира Кристофер Музовази, а на африканском – Фелике Белаи (оба представители МОЖ). Шестым членом экспедиции МОЖ рекомендовала западногерманского фотокорреспондента Акселя Краузе. С ним получилась довольно смешная история. Он приехал в Москву на старт пробега и попал ко мне в экипаж. Пока мы добирались до Парижа, он активно работал и отснял целый чемодан пленок. Но начиная от «столицы мира» Аксель непрестанно донимал меня одним и тем же вопросом: действительно ли мы собираемся ехать через центр Сахары? И когда он понял, что это не розыгрыш, то просто-напросто сбежал. Причем повод для этого придумал довольно нелепый. В Алжире, когда мы разгружались перед гостиницей, он уронил себе на ногу чемодан, притворно захромал и сказал, что с такой травмой он дальше не поедет. Собрался и отчалил. Но напоследок еще раз задал свой коронный вопрос про Сахару, а получив стандартный ответ, посмотрел на нас как на полных идиотов и прямых кандидатов в покойники. И, надо сказать, небезосновательно. Такая мысль мне тоже пришла в голову, когда я впервые увидел маршрут и прочитал в западной прессе, что район Сахары, через который мы собирались ехать, представляет собой огромную ловушку для искателей приключений. Ежегодный итог паломничества в пустыню – не один десяток мумифицированных трупов. А шелловские карты, на которые мы рассчитывали, участок через центр Сахары обозначали подозрительно прямым пунктиром и сообщали, что в сезон дождей он непроходим. Надо сказать, что, куда бы я ни обращался, никто мне так толком и не ответил, что там творится. Даже «компетентные органы» оказались совершенно некомпетентными. Мнения о нашем маршруте распределялись примерно так. Половина спецов утверждали, что дорога есть, но будет трудно. Другие говорили, что там вообще ничего нет и в лучшем случае мы вернемся живыми назад. Обнадеживало, что и те и другие предполагали это умозрительно. Добавлю, что 18 лет назад GPS в бытовом пользовании не было, а ориентироваться по компасу в пустыне бесполезно. Между населенными пунктами расстояние может быть до тысячи километров, и малейшее отклонение от курса дает ошибку километров в 50. Да что там, даже если погрешность составит всего пять километров, поселение вполне можно не заметить, все они находятся в провале – ближе к воде – и их совсем не видно. Первая же ошибка в этом случае гарантированно становилась последней, но этого я еще не знал и понял только в самой Сахаре. Висящая на двери бутылка, обмотанная полотенцем, – холодильник. На ходу ее поливают водой, и за счет испарения содержимое охлаждается
|